«На Масленицу — сватовство, на Красную горку — свадьба», — говорит нам старинная русская поговорка. Она актуальна и сегодня: множество пар торопятся в ЗАГС именно в первое воскресенье после Пасхи — на Красную горку.

А как свадьбы выглядят в кино? Изменились ли они за последние 20,30, 50 лет? И всегда ли счастливая любовная история должна заканчиваться на экране церемонией бракосочетания? Эти и другие вопросы мы задали известному киноэксперту и редакционному директору популярного глянцевого издания «КиноРепортер» Марии Лемешевой.


Мария, мне кажется или свадьба — один из самых востребованных сюжетных элементов мирового кинематографа?

Мария Лемешева директор глянцевого издания «КиноРепортер»

Мария Лемешева:

директор глянцевого издания «КиноРепортер»

Не думаю, что кто-то всерьез занимался статистическими исследованиями, пытаясь высчитать в цифрах популярность того или иного сюжета, однако свадьба действительно частый гость на больших и малых экранах. Причем заметьте — за последние полвека кино изменилось практически радикально: на первое место в индустрии вышли блокбастеры, персонажи заметно помолодели, а так называемый «культ сильной героини», который кинокритики пытались «похоронить» еще лет пять-семь назад, продолжает набирать обороты. Для примера: в фильме продюсера Джеймса Кэмерона «Алита: Боевой ангел» (2019) хрупкая девочка несет на руках своего любимого — немыслимый эпизод для картин прошлых лет, в которых самой востребованной считалась сюжетная схема «девушка в беде» и где именно герой спасал героиню, а вовсе не наоборот.

И тем не менее, несмотря на такой гендерный перевертыш, свадеб на экране не становится меньше. Ведь, как бы ни была сильна современная кинокрасавица, ей все равно хочется любить и быть любимой. Значит, «марш Мендельсона» на финальных титрах по-прежнему неизбежен.

Как выглядят свадьбы в кино

Но это явно не прихоть сценаристов или продюсеров. Таков зрительский запрос?

Безусловно. Свадьба в кино нужна в первую очередь зрителям (точнее, зрительницам). И дело не только в воспитании или особенностях менталитета. У этого явления многовековые корни. Давайте проведем маленький эксперимент: назовите не задумываясь несколько сказок, которые первыми приходят вам в голову.


«Золушка», «Василиса Прекрасная», «Иван-царевич и Серый Волк»…

Да, а еще «По щучьему велению», «Спящая красавица», «Кот в сапогах» и так далее. Если обобщать, то все они о том, как парень (чаще всего без роду и племени) женился на принцессе, а простая скромница вышла замуж за прекрасного принца. А чем заканчиваются все эти сказки? Правильно, свадьбой.


И фразой «Они жили счастливо и умерли в один день».

Именно. Потому что коллективный разум, который веками вытачивал эти сказки, явно не интересовался особенностями послесвадебного «счастливого жития»: сказочники доводили свои истории до кульминационной точки (свадьбы) и опускали занавес. И это особенность не только европейского фольклора, но и мирового. Поэтому интерес к свадьбе не просто часть российского культурного кода. Это культурный код всего человечества.

Как выглядят свадьбы в кино

Я, кстати, заметила, что сказок, где главными героями являются не жених с невестой, а муж с женой, меньше в десятки раз…

И внушительная часть из них начинается со слов «жили-были старик со старухой». Но дело не в том, что после свадебных торжеств в жизни молодоженов наступала черная полоса, о которой никто не хотел вспоминать. Если копать глубже, то для древнейших культур свадьба — это обряд перехода. А, как мы знаем, ступеней перехода в жизни каждого человека всего несколько, и самые важные из них — это приход души из мира духов в мир людей и уход в царство мертвых. Другими словами, свадьба по своей значимости — это такое же важное событие, как рождение или смерть. Наше подсознание такое отношение к свадебным церемониям сохранило.


Мария, давайте вернемся к кино. Значат ли ваши слова, что каждая счастливая любовная киноистория должна заканчиваться на экране свадьбой?

Конечно, нет. Давайте вспомним недавний хит «Сто лет тому вперед» Александра Андрющенко (вольная фантазия на тему романов Кира Булычева). Разве романтическую линию Алисы Селезневой и Коли Герасимова можно назвать несчастливой? Разумеется, нет. Однако брак между ними вряд ли возможен. И дело не в возрасте персонажей и не в годах, которые их разделяют. (Проект, скорее всего, превратится во франшизу, поэтому герои неминуемо будут взрослеть, а временной барьер для сценаристов — отнюдь не проблема.) Просто история Алисы и Коли совсем о другом, поэтому свадьбы между ними не будет.

Не повел под венец своих героев и Леонид Гайдай в «Кавказской пленнице»: как вы помните, на последних минутах Шурик целует Нину, однако марша Мендельсона на финальных титрах я что-то не помню. Или «Фрау» — прекрасный ромком Любы Мульменко. Здесь герои не женятся, а расстаются — и это, по словам автора, хеппи-энд. Понятно, что в какой-то момент персонажи были нужны друг другу, но они все-таки слишком разные, поэтому совместная жизнь превратилась бы для них в катастрофу.

Тем не менее львиная доля ромкомов и мелодрам (особенно если речь идет о дневных сериалах для домохозяек) все-таки заканчивается свадьбой: таковы уж законы жанра.

Как выглядят свадьбы в кино

Тогда какая она — свадьба в кино?

Разная. Тут очень многое зависит от жанра, стилистики и сюжетных схем, которые фильм использует (например, «сбежавшая невеста», «сбежавший жених», «кража невесты», «брак с нелюбимым» и т. д.). Важно и то, какое место занимает свадьба в цепочке событий. Есть проекты, в которых ей посвящается весь фильм целиком («Горько!» Жоры Крыжовникова, «Свадьба в Малиновке» Андрея Тутышкина). Свадьба может быть отправной точкой, определяющей поведение героев («Метель» Владимира Басова, «Убить Билла» Квентина Тарантино). Но чаще всего, конечно, брачная церемония — это финальный аккорд, завершающий развитие взаимоотношений между влюбленными. Что касается стилистики и того, как свадьба визуализируется на экране, тут очень многое зависит от того, какой век на дворе. Вспомним производственные драмы советских времен. В них условные комсомолки выходили замуж за ударников социалистического труда — и в таких случаях торжество было, как правило, очень сдержанным: в зале мог висеть портрет вождя, невеста была в аккуратном платье строгого покроя, а выпивка не приветствовалась (в определенные годы стол мог быть вообще безалкогольным). Правда, среди гостей часто появлялся какой-то несознательный напившийся бузотер, которого сначала дружно журили, а потом брали на поруки или заставляли перевоспитываться.

Как выглядят свадьбы в кино

Мне кажется, смотреть на такие свадьбы не очень-то интересно.

Такие драмы — особенность советского периода, хотя зрители, конечно, любили другие фильмы. Например, музыкальную комедию Татьяны Лукашевич и Бориса Равенских «Свадьба с приданым» (1953). Формально все условия производственной драмы в ней были соблюдены: отношения развиваются между лучшими бригадирами соседних колхозов на фоне социалистического соревнования. Однако фильм получился очень живой (в главной роли — невероятная Вера Васильева), да и, во-первых, говорил он «о большой и чистой любви», а во-вторых, показывал некую условную, но счастливую жизнь, о которой реальные колхозники только мечтали: в кадре столы ломились от яств, на невесте был белоснежный платок из полупрозрачной ткани, которые в начале 50-х в деревнях были в диковинку. И так далее. Поэтому зрители воспринимали «Свадьбу с приданым» как красивую и желанную сказку.

Еще сильнее они любили «Свадьбу в Малиновке» (1967) — разухабистое комедийное действо, которое разошлось на множество цитат. Сюжет не обязывал авторов соблюдать «советский церемониал», поэтому герои словно вырвались на свободу: они юморили, хохмили, кидались танцевать при каждом удобном случае, упивались жизнью — и зрителей это завораживало. «Свадьба в Малиновке» стала настоящей народной комедией.


Сейчас народные комедии совершенно другие.

Да, но кое-что из тех фильмов они все-таки взяли. Возьмем хотя бы «Горько!» Жоры Крыжовникова. К ней можно относиться по-разному, но симпатия и теплота, с которыми режиссер наблюдает за своими персонажами, перекочевали именно из советского кинематографа. В остальном же свадьба в кадре выглядит очень «по-русски»: гости напиваются до поросячьего визга, творят всякие непотребства и не церемонятся с лексикой. Но при этом они продолжают любить друг друга, и это бесценно.


Вообще-то мне интереснее другие свадьбы — более романтичные.

Понимаю. Свадьба вообще хороша тем, что она открывает неограниченные возможности для режиссеров, художников и стилистов. Поэтому её, во-первых, можно сделать очень красиво, а во-вторых, оригинально (особенно если мы имеем дело с жанром фэнтези или сказки).

Как выглядят свадьбы в кино
Как выглядят свадьбы в кино

Вспомните, например, невероятное платье невесты из фильма Индара Джендубаева «Он — дракон» или красочные народные обряды из современных российских киносказок. Или вспомните роскошный наряд в русском стиле героини фильма «Серебряные коньки», в котором она сбегает с собственной помолвки ради счастья с любимым. Так что свадьба и все, что с ней связано, по-прежнему желанный гость на любых экранах — и для создателей, и, конечно, для зрителей.

Как выглядят свадьбы в кино

Вероника Ташкентская