Все романтичные истории заканчиваются похоже: влюбленные, взявшись за руки, уходят в закат. Но свадьбы с закатом не заканчиваются, а зачастую продолжаются до самого рассвета. Должен ли фотограф продолжать снимать в темноте, паре лучше оговорить заранее, как и подобрать профессионала, готового работать при недостатке естественного света. Портал The wedding делится идеями, как организовать ночную фотосессию, чтобы эти снимки стали настоящим украшением свадебного альбома.


Ночная фотосессия: почему “да”

Ночная фотосессия - это больше, чем дань моде или желание сделать что-то оригинальное. Ночью мы будто ближе к космосу, к вечности… и друг к другу. Даже самые реалистичные люди в сумерках испытывают мистические переживания, а циники становятся романтичнее. И фотографии ночью особенные - загадочные и чувственные.

Ночь действует, как фотошоп или фильтр - сглаживает “некрасивости”, убирает лишнее, оставляя самую суть вещей. Даже банальный пейзаж или привычная улица будут смотреться по-другому при свете ночных огней. Ночь величественнее и холоднее дня, она будто подталкивает людей в объятия, подчеркивает хрупкое чудо встречи и ценность бытия. Потому так трогательно смотрятся в темноте любые огоньки, от свечей до гирлянд.

Но если вы решили сказать “да” ночной фотосессии второпях и на эмоциях, то на выходе может ждать разочарование. В отличие от прогулок вдвоем под луной, аналогичные гуляния с фотографом не могут и не должны быть столь спонтанными. Вам надо заранее определиться с местом, временем и фотографом, чтобы он не оказался третьим лишним.

Никита Берсенев:

Фотограф

Настоящий свадебный фотограф обязан уметь снимать в любых условиях освещения. Например банкет почти всегда предполагает сложности со светом, а значит нужно уметь работать с импульсным светом. Я его очень люблю, ведь с ним можно сделать вдвое больше интересных кадров! Мой минимальный комплект – две вспышки для небольших съемок и пять-семь для полного свадебного дня и других крупных мероприятий.

Технически съёмка ночью не представляет никакой сложности и мало чем отличается от съёмки днём – в обоих случаях нужно видеть и использовать доступный свет, знать возможности своей техники. Для ночной фотосессии лучше всего выбрать оживлённый центр города – много разных объектов, любой будет интересен, от моста до уютного кафе. В отличии от съёмок днём, снимки получатся с более высоким цветовым и световым контрастом, больше возможностей для работы с отражающими поверхностями – окнами и витринами.

Когда меня спрашивают про атрибуты, я отвечаю, что главный атрибут - это ваше настроение и чувства. Именно с этим атрибутом получаются самые крутые фотографии, фотографии вне времени.

Никита Берсенев, фотограф: Предсвадебная съёмка для Димы и Анисы, в этот день они отмечали годовщину знакомства в ресторане Матрёшка.

Предсвадебная съёмка для Димы и Анисы, в этот день они отмечали годовщину знакомства в ресторане Матрёшка.

Никита Берсенев, фотограф: Изначально все снимки цветные. ЧБ всегда усиливает эмоции. Воображение раскрасит снимок, как раскрашивает книгу, когда мы читаем!

Изначально все снимки цветные. ЧБ всегда усиливает эмоции. Воображение раскрасит снимок, как раскрашивает книгу, когда мы читаем!


Как найти профессионала среди фотографов

Редакция The Wedding провела эксперимент: мы спросили у свадебных фотографов, зарегистрированных в нашем каталоге, готовы ли они провести ночную фотосессию. Из десяти человек трое сразу отказалось: “не делаю”, “нет, работаю только с естественным светом”, “не было подобного опыта”, и даже “а что значит ночную?”.

Искусство фотосъемки - это балансирование между светом и тенью. Когда весь мир погружается в темноту, не каждый фотограф сможет это преодолеть, особенно если речь о ночном портрете. Кстати, даже если пара не планирует проводить церемонию вечером и основные съемки будут при дневном свете, на этапе выборе фотографа стоит обратить внимание на ночные снимки в портфолио. По ним безошибочно видно профессионалов, которым любые условия по плечу.

Надя Солнцева:

Фотограф

Ночная свадебная съемка, конечно же, имеет свои технические особенности. Необходимы светосильные объективы и камера, позволяющая получать чистую картинку при высоких ISO (светочувствительность). Очень важно не нарушить атмосферу волшебства и таинственности, не отвлекать гостей и молодых вспышками, поэтому я не использую импульсный свет на ночных и вечерних церемониях. В качестве освещения стараюсь использовать доступный свет и элементы декора: это могут быть гирлянды из лампочек, фонарики, свечи, бенгальские огни. Если этого недостаточно, можно использовать источники постоянного света.

Надя Солнцева, фотограф: С ребятами мы договорились о съемке почти за полгода до мероприятия, поэтому было довольно много времени продумать детали. Я предложила сделать вечернюю мини-церемонии и съемку и со свечами и бенгальскими огнями, что ребята с радостью поддержали. Далее мы уже обсуждали все нюансы с декораторами.

С ребятами мы договорились о съемке почти за полгода до мероприятия, поэтому было довольно много времени продумать детали. Я предложила сделать вечернюю мини-церемонии и съемку и со свечами и бенгальскими огнями, что ребята с радостью поддержали. Далее мы уже обсуждали все нюансы с декораторами.

Отсеев на этапе просмотра портфолио новичков и обладателей плохой техники, можно пообщаться с понравившимися фотографами и задать традиционные для такого случая вопросы. Об опыте, отзывах и расценках легко узнать и в интернете, а вот при личном общении уместно попросить показать не только лучшие кадры, а полную серию с двух-трех свадеб. Это как увидеть девушку без макияжа, чтобы убедиться, что она и правда красивая. Ведь несколько удачных кадров со свадьбы может сделать и любитель, а профи отличается тем, что работает с предсказуемым качеством.

Если акцент свадебной фотосессии ставится именно на ночные снимки, то обязательно узнайте:

  • Сколько продолжается свадебный день фотографа? Можно ли продлить услуги, как оплачиваются дополнительные часы?
  • Есть ли у фотографа дополнительное световое оборудование и ассистент, который поможет настроить свет?
  • Нужно ли фотографу заранее посмотреть площадку, выбрать лучшие места для съемки и сделать пробные кадры с парой?

Место встречи изменить… можно!

С опытом не только количество переходит в качество: у профессионала складывается целый круг наработок, которыми можно воспользоваться. В конце концов, влюбленные женятся редко больше одного раза, а у фотографа свадьбы бывают едва ли не каждый день. Поэтому хороший фотограф знает и посоветует влюбленным хорошие места.

Ночная фотосессия - не значит съемка в темноте, фотографу необходимо знать все особенности освещения этого места. Причем в свадебном сценарии для него не должно быть сюрпризов, особенно если речь о каком-нибудь фаер-шоу. Чтобы все важные для влюбленных моменты были запечатлены, стоит оговорить их с фотографом заранее.

Ричард Конвенсаров:

При выбор локации для ночной съемки я буду рассматривать вариант хорошей погоды. Время года не сильно влияет на разницу в картинке, сколько на продолжительность съемки. Как правило мы с парой всегда подбираем место предварительно сходив и оценив его в один из вечеров (либо вместе, либо мы приходим и делаем кадры заранее, затем показываем паре на выбор).

Нужно понять какие источники света и в какое время появляются на этом месте. Например частенько ты думаешь, что городская подсветка уже включилась, а бывает такое, что уже хорошенько стемнело, а подсветки ещё нет. Тем самым теряется время съемки в ожидании заветных огней.

Я предпочитаю работать с холодным освещением, если брать основное освещение на ночной улице в городе, то свет обычно оранжевый/желтый, что плохо скажется на цвете фотографии (если конечно вы не планируете всю съемку сделать в ЧБ). Есть много мест, где свет холодный/синий, но об этом нужно подумать заранее и приехать на локацию посмотреть.

Частенько меня просят поснимать со вспышками, фотографии получаются отличные, резкие, яркие, глянцевые. Но это нужно не всем, так например для уютной съемки я бы использовал свет города, бенгальские огни, свет фар машины, витрины и так далее. Это немного скажется на качестве: появятся шумы, резкость будет не такая «звенящая», но при этом мы сохраним уют и атмосферу города и ваших отношений.

Ричард Конвенсаров, фотограф: Тут используется естественный холодный свет, витрины и фары

Тут используется естественный холодный свет, витрины и фары. Мы спонтанно гуляли по Лисабону в вечер перед свадьбой, а свет искали уже по факту.

Ричард Конвенсаров, фотограф: Теплый свет, с постобработкой. Фото сделано в Венеции.

Теплый свет, с постобработкой. Фото сделано в Венеции. Мы много гуляли пешком по городу, около семи километров прошли.

Ричард Конвенсаров, фотограф: Просто с бенгальскими огнями

Просто с бенгальскими огнями. Для таких кадров ведущий помогает в организации, спонтанно их не сделать, все разбегутся делать селфи с бенгальскими и света не будет. Огни и фаер-шоу сложнее снимать, так как объекты двигаются и подсвечиваются не постоянно, из-за этого смазы и темные лица на фото - явление не редкое. Фото делаю с рук, снимать живую пару на штативе это нереально, они заскучают и съемка скатится.


Лучшее время для ночной съемки

Золотым временем для фотографий на открытом воздухе считается час после рассвета и час перед закатом, когда свет мягкий и рассеянный. Но если для дневной съемки солнце в зените только мешает, то и ночную съемку не обязательно проводить в глухую полночь.

Самые интересные снимки получаются в сумерках - когда небо еще не стало черным, а ночные огни уже загорелись. Несмотря на то, что солнце уже спряталось за горизонт, на небе еще какое-то время остается естественное освещение, которое фотограф может эффектно комбинировать с искусственным. А вот уже спустя час после заката снимать становится гораздо сложнее: контраст между огнями и тенями становится слишком резким, фотографу приходится немало потрудиться, чтобы достичь компромисса между выдержкой и цифровыми шумами.

Обычно фотографы снимают ночью со штатива, но к репортажным съемкам на свадьбе это зачастую неприменимо. И, конечно, вспышка - это то, что может напрочь убить ночную атмосферу. Лучше, если фотограф будет использовать специальную подсветку.

Надя Палтусова:

Главное для фотографии это свет, а ночью, как водится, темно, поэтому нам вдруг становятся важны все предметы, которые хоть сколько-нибудь излучают свет, чтобы использовать их в своих корыстных целях. Ночная съемка в городе - это самый простой вариант, особенно если вы можете свободно передвигаться на ногах и искать хороший свет. Вариант второй - мы дружно едем за город.

Приехали, и видим, что у нас тут только звезды и луна, а их света нам, увы, будет недостаточно. Конечно, и в таких условиях тоже будет можно снять пару фото но уже со штатива и на длинных выдержках, но только в ясную ночь и в полнолуние, причем в контровом свете от неба, такая картинка, где силуэт пары на фоне серебрящейся при лунном свете воды озерка. Но это дело очень рискованное.

Итак, нам нужен свет, потому что фотографии без света быть не может.

Можно развести костер! Общим советом съемок с кострами будет, то, что лучше это делать все таки в сумерки, благо в наших широтах летом они могут быть целую ночь. В сумерки снимать лучше для того, чтобы было видно, где вы находитесь, будь то лес или берег озера. Иначе, в полной темноте будет видно только то, до чего достает свет костра, но тут опять таки надо заранее подумать какой эффект вам необходим, может вам как раз и требуется только вы в свете костра, а вокруг бескрайнее звездное небо нарисованное в фотошопе (кстати, лучше не стоит разуверять друзей и родственников в том, что оно так и было, пусть люди верят в чудеса!) Если вы наняли декоратора и он красиво развесил лампочки на деревьях, они светят достаточно ярко, освещая и дерево и немного поляну перед ним. Для хорошего кадра в таких условиях потребуется хотя бы еще один источник света: это может быть: фотофонарь, который есть почти у каждого фотограф. К фотофонарю, правда, иногда требуется ассистент или стойка, а лучше ассистент со стойкой, еще может пригодится рассеиватель, чтобы сделать свет более мягким, если это требуется. Ну и конечно же вспышка с радиосинхронизацией установленная на стойку. И дальше пошла уже серьезная техника , которую фотограф везет с собой.


Идеи для ночной фотосессии

Ночь сама подсказывает идеи для романтичных историй: это и мириады огней большого города, и милые фонарики на деревьях, и свет далеких звезд, и фейерверки.

Одной из самых распространенных, но от этого не менее романтичных идей, являются фотографии с бенгальскими огнями. Более оригинальной темой для ночной фотосессии станут отражения огней на воде. Если поблизости нет набережной, то даже мокрый асфальт или лужи могут придать снимку неожиданную эффектность.

Надя Палтусова:

Фотограф

Фото с бенгальскими огнями - просто маст хэв, все хотят, но не у всех получается хорошо. Обычно такого рода действо происходит как последний аккорд свадебного банкета. Тут важно думать о том, а где собственно эти огни будут зажигать? Хорошо, если разрешат это сделать в ресторане, можно снимать и с накамерной вспышкой для хорошего результата, но редко какой ресторан на это согласен. Повезет если у ресторана есть терраса, на которой есть навес и можно отражать от него свет от накамерной вспышки (встроенную вспышку не рассматриваем, так как это не лучший вариант в любом случае), Но чаще всего выход из ресторана расположен прямо у дороги, никакой террасы нет, и тут не то что фотографировать, тут и пройти особо негде.

В общем, если вы решились таки сделать фото с бенгальскими огнями , то

  1. Выберите место, где будет происходить съемка, место должно быть достаточно (поскольку огни надо держать на расстоянии, да и сами они достаточно длинные), и лучше всего, чтобы это место имело хоть какое-то освещение либо фонарики, либо большая витрина того же ресторана, или выходить в сумерки, пока еще не совсем стемнело. Обсудите с фоографом, есть ли возможность использования накамерной вспышки или вспышки на стойке. В своих съемках я использовала фотофонарь.
  2. Выделите на это время, минут 15-20 будет достаточно для кадра с гостями.
  3. Сразу определите, сколько людей будут участвовать в фото и обсудите это с фотографом. Если у вас 50 гостей или даже 30, все в кадр не войдут, потребуется делить на группы. Поэтому лучше заранее решить какой кадр будет и сколько человек будет в нем участвовать
  4. Учтите, что при зажженном бенгальском огоньке гости теряют над собой контроль, иногда прожигают платье невесты или зажигают сразу всё, поэтому лучше взять с собой огней из расчета по 2 на каждого участника, если огни длинные.

В фото с фейерверками-фонтанчиками присутствуют все те же проблемы, недостаток света - поэтому здесь следует прибегать либо к дополнительному освещению, либо следить за схемой установки фейерверков, и располагать их так: фотограф - фейерверки - молодожены - фейерверки. Первые фейерверки после фотографа могут в кадр не попадать, но должны освещать стоящих на фоне второй группы фейерверков молодоженов. Здесь опять важно всё четко показать фотографу, и даже возможно порепетировать выход и конечную позу, в которой вы будете стоять на фоне искрящихся фонтанчиков.

Надя Палтусова, фотограф: ночная съемка

Однажды я снимала на свадьбе у сестры и была в качестве гостя, поэтому большого количества техники с собой не брала. Выбор мой пал на китовый объектив, что было не лучшим вариантом для данных условий. Получилось то, что получилось. Здесь я как раз и поняла, что надо было изначально порепетировать с ребятами, так как жених не догадался, что невесту неплохо бы тоже приобнять.

На съемку с бенгальскими огнями шла уже во всеоружии с фотофонарем, вспышкой и светосильным объективом. Но тут встали передо мной проблемы с местом, выход ресторана находился прямо у дороги, возможность снимать была только на тротуаре набережной. Было много гостей и очень мало места.

Надя Палтусова, фотограф: ночная съемка

Чтобы подчеркнуть тепло встречи холодом огней ночного города, не обязательно уходить далеко на прогулку - иногда достаточно выйти на улицу и стать у окна ресторана, чтобы получился интересный кадр. А вот рассчитывать сделать снимки с яркими звездами не стоит - для этого пришлось бы отправляться далеко за город, где наблюдать космос не мешают отблески земных огней, а это не лучшая идея для свадьбы.

Если свадебные декораторы позаботились о том, чтобы в вечернее время площадка предстала в новом свете, фотографу остается только запечатлеть эти идеи. Фонарики, гирлянды и даже обычные лампочки Ильича, вернувшиеся в моду, придадут кадрам особый шарм.

Андрей Василисков:

Будем отталкиваться от главного отличия ночной фотосессии - отсутствия света. Если в сумерках сразу после заката еще можно поснимать, то когда небо становится совсем тёмным, вариантов у нас нет: нам нужно искать источники света.

Давайте рассмотрим два варианта. Первый - воспользоваться тем искусственным светом, который окружает нас сам по себе: это фонари, огни витрин, свет фар. Ищем место, где на пару удачно ложится свет, настраиваем фотоаппарат, добавляем эмоций - кадр есть!

Второй вариант - дополнительные источники света, которые придуманы именно для фотографов: вспышки, световые панели и разнообразные насадки, которые регулируют мощность света и его рисунок. Кто-то из фотографов любит работать с жестким импульсным светом, кто-то смягчает его при помощи специальных насадок, таких, как софтбокс или специальный фильтр - у всех свои фишки.

Если днем чаще всего подстроиться под окружающий свет для хорошего фотографа труда не составит, то ночью все сложнее. Если вдруг у фотографа в этот момент не оказывается ассистента, который может подержать вспышку под определенным углом, ему придется либо искать свет от фонарей или витрин, либо снимать в режиме «вспышка в лоб», в результате чего кадры будут плоскими и похожими на те, что вы делаете со вспышкой на телефон. Если вы волнуетесь, сможет ли фотограф хорошо вас снять ночью, то просто уточните план его действий на случай отсутствия света - опытный фотограф объяснит вам всё максимально подробно и понятно.

Часто меня спрашивают про файер-шоу. Реально ли сделать красивые фотографии на фоне огня? Почти всегда я вынужден разочаровывать людей: у файер-шоу есть определенная зона безопасности и свет от самого шоу до зрителей почти не доходит. Поэтому, мой вам совет: если вы заказываете файер-шоу, то просто наслаждайтесь им, а не пытайтесь сфотографироваться на его фоне.

Пара примеров из жизни. Коля и Маша пришли ко мне с явным желанием завершить свадебный вечер салютом. Когда мы с ребятами обсудили место его запуска, то я сразу понял, что ничего хорошего из этого не выйдет: во-первых салют будет плохо видно из-за окружающих домов, во-вторых площадка не позволяла сделать нам фотографии жениха и невесты на фоне салюта. Для кого-то это непринципиально, а кто-то очень хочет такую фотографию. Объяснять паре что ничего не выйдет в тот момент, когда салют уже в небе - худшее из зол. В результате мы обошлись бенгальскими огнями и получилось очень здорово.

Ещё один плюс огней - взаимодействие с гостями. Их любят зажигать почти все и это мероприятие всегда вызывает у людей бурю эмоций. Всё это, в сочетании с мягким теплым светом, который исходит от огней - настоящее счастье для фотографа.

Андрей Василисков, фотограф, большие бенгальские огни как финал свадьбы
Андрей Василисков, фотограф, большие бенгальские огни как финал свадьбы Андрей Василисков, фотограф, большие бенгальские огни как финал свадьбы

Похожая история была у Артёма и Наташи. Нам нужна была эффектная финалочка для завершения свадебного дня. Фейерверк отпадал - банкет был на корабле. В итоге ситуацию вновь спасли большие бенгальские огни.